молодые семьи объединяйтесь

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » молодые семьи объединяйтесь » наши детки » воспитание детей


воспитание детей

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

здесь мы можем обсудить различные методики воспитания

0

2

Активное слушание
Вы что-то слышали о технике активного слушания? Якобы она дает неожиданные и чудодейственные результаты в плане установления контакта со своими детьми? Якобы по мере овладения этой техникой родители обнаруживают в себе больше терпения, меньше раздражаются, лучше понимают, как и отчего ребенку бывает плохо? Все верно! Давайте же вместе разбираться, в чем секрет активного слушания.

Для начала попробуйте ответить на типичные ситуации:

• сын с мрачным видом сообщает вам: “Не буду больше водиться с Петей!”;

• сын возвращается из школы, в сердцах бросает портфель, а на ваш вопрос отвечает: “Больше я в школу не пойду!”;

• вы с малышкой на прогулке во дворе. Мирно и увлеченно играют дети в песочнице, не менее увлеченно вы беседуете с соседкой. Вдруг, со слезами на глазах, к вам подбегает ваша трехлетняя дочь и с дрожью в голосе заявляет: “Он отнял мою машинку!”;

• дочка (восемь лет) собирается гулять. Вы напоминаете ей, что надо одеться потеплее, но она отказывается надевать “эту уродскую шапку”.

Я не удивлюсь, если ваши ответы будут в следующем ключе:

— А за что ты на него обиделся?

— Как это — не пойдешь в школу!?

— Ну ничего, поиграет и отдаст…

— Перестань капризничать, вполне приличная шапка!

При всей кажущейся справедливости этих ответов они имеют один общий недостаток: оставляют ребенка наедине с его переживаниями. Для ребенка родитель, отвечающий таким (или подобным) образом, выступает как отстраненный внешний участник, который лишь интересуется “фактами” и не способен понять его боль, обиду, переживания.

Ответы по способу активного слушания, напротив, показывают ребенку, что родитель понял его внутренние переживания, готов их принять и услышать о них больше. Иначе говоря, активно слушать ребенка — значит возвращать ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство, как бы давая “имя” его переживанию. Во всех случаях, когда ребенок расстроен, обижен, потерпел неудачу, когда ему больно, стыдно, страшно, когда с ним обошлись грубо или несправедливо и даже когда он очень устал, первое, что нужно сделать, — это дать ему понять, что вы знаете о переживании (или состоянии) ребенка, “слышите” его. Для этого лучше всего спокойно “озвучить” то, что по вашему мнению чувствует сейчас ребенок.

Вернемся к нашим примерам и подберем фразы, в которых родитель называет (обозначает) чувства (переживания) ребенка.

1. Родитель: “Не хочешь с ним больше дружить. (Повторение услышанного). Ты на него обиделся (обозначение чувства)”.

2. “Ты больше не хочешь ходить в школу. (Повторение услышанного). Тебя обидели (обозначение чувства)”.

3. “Ты очень огорчена и рассержена на него. (Обозначение чувства)”.

4. “Тебе она очень не нравится. (Обозначение чувства)”.

Скорее всего, такие ответы покажутся вам непривычными и даже неестественными. Но именно такое буквальное сочувствие родителя производит на ребенка особое впечатление. При таких ответах ребенок чувствует готовность отца или матери его слушать, понимать и принимать его огорчения.

Попробуйте еще раз ощутить разницу между утвердительной и вопросительной формой ответа.

Сын с мрачным видом сообщает: “Не буду больше водиться с Петей!”

Родитель: “А что случилось? Ты что на него обиделся?”

Родитель: “Не хочешь с ним больше дружить... Ты на него обиделся...”

Казалось бы разница невелика, но реакция на них бывает поразительно различной! Фраза, оформленная как вопрос, не отражает сочувствия. И поэтому на ваш вопрос, что случилось, огорченный ребенок зачастую отвечает: “Ничего!” Фраза, оформленная утвердительно, показывает ребенку, что вы настроены с ним на одну эмоциональную волну, она отражает сопереживание, и поэтому ребенку становится значительно легче начать рассказывать о случившемся.

Хочу еще раз отметить, что беседа по способу активного слушания очень непривычна для нашей культуры и овладеть ею непросто. Однако этот способ быстро завоюет ваши симпатии, как только увидите результаты, которые он дает. Их по крайней мере три:

• исчезает или значительно ослабевает отрицательное переживание ребенка. Тут уместно вспомнить замечательную закономерность, отмеченную в народной мудрости: разделенная радость удваивается, разделенное горе уменьшается вдвое;

• ребенок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает рассказывать о себе все больше. Иногда в одной беседе разматывается целый клубок проблем и огорчений;

• ребенок сам продвигается в решении своей проблемы.

Поэтому на вопрос, стоит ли овладевать техникой активного слушания, я отвечу словами известной притчи: “Лишь НЕУМЕЮЩИЙ будет утверждать, что трехколесный велосипед лучше, чем двухколесный. Умеющий будет молча использовать преимущества двухколесного…”

0

3

Баба - Яга и детские нервозы
Поговорим подробнее о некоторых наиболее распространенных детских страхах. А значит, придется нам с вами познакомиться с теми чудовищами, которые пугают детей. Они приходят, если можно так сказать, из двух миров: мира фольклора и мира сказок. Из них, например, явился знакомый всем детям Бармалей. Что же, касается других сказочных героев, то, нет спору, самыми страшными из них оказываются Кощей и Баба Яга.

Эти персонажи - плод человеческой фантазии, когда люди верили в сверхъестественные явления и существование как божественной, так и нечистой силы, вроде дьявола, ведьм, чертей и бесов. Баба Яга - воплощение всех таинственных и необъяснимых сил природы в образе предка по женской линии: ведь именно этот культ тесно сопровождался с культом природы. Этим и объясняется, как считает В.П. Аникин, известный исследователь сказок, особая власть старухи над живым миром природы, да и то обстоятельство, что Баба Яга может непостижимо легко обращаться в различных зверей и птиц. Вообще же, главное ее занятие - уносить непослушных детей к себе и отправлять в печь, ехидно и злорадно усмехаясь при этом.

Hе лучше ее и Кощей - коварный и жестокий губитель, убийца. В нем нет ничего человеческого, он -антипод человеческому. Все помыслы Кощея обращены только на то, чтобы причинить людям несчастье, унизить, оскорбить. В Кощее видегн далекий предок по мужской линии - суровый патриархальный властелин над сердцами и умами, прежде всего женскими; недаром в сказках именно он обычно оказывается похитителем героини. Как и Баба Яга, он может представать в различных обликах, с тем чтобы войти в доверие и затем неожиданно вероломно напасть. Особенно ненавидят Кощей и Баба Яга такие человеческие чувства, как любовь, доброта и нежность, ласка и привязанность, открыто смеются над ними.

В каком же возрасте дети верят в существование Кощея и Бабы Яги и особенно боятся их? Мы отправились в детские сады, чтобы опросить ребят. Свое мнение высказали 326 детей. Выяснилось, что вся троица: Кощей, его современный аналог Бармалей и Яга - наиболее часто завладевает воображением мальчиков в три, а девочек в четыре года. Hаи более важный период жизни, когда бурно развивается воображение. Его создания еще не столь отчетливо отделяются от реальности, и сказочные образы живут в сознании ребенка самостоятельной жизнью.

Hеудивительно, что верят в Кощея и Бабу Ягу и боятся их эмоционально дети чувствительные и впечатлительные, обладающие развитым воображением. Страх, как и вера, таким образом, - своеобразный тест на развитие этих психических качеств, свидетельство остроты и глубины чувств ребенка. Есть дети не испытывающие страхов вообще. Это может случиться, когда поведение родителей ребенка не дает ему ни малейшего повода ощутить, что чего-то можно бояться. И дети, можно сказать, в младенчестве усваивают, что только так и можно себя вести.

Однако полное отсутствие страхов - не всегда безусловный плюс. В ряде случаев это указывает на эмоциональную обедненность, отсутствие глубины переживаний. Такие дети не только сами не боятся, но и не тревожатся за других добрых героев, которым грозит опасность.

Особая категория бесстрашных детей - из семей хронических алкоголиков. Заметно, что чувства у такого ребенка поверхностны, обещания бездумны, а раскаяние рассчитано только на внешний эффект. Да и что там бояться каких-то выдуманных чудовищ, если реальных "чудовищ"- пьяного, безобразно ведущего себя отца или мать - ребенок видит ежедневно? Испытывает вначале отвращение, а затем равнодушие, не боясь возможной опасности, потому что она привычна... Страх перед чудовищами соединяется нередко у младших дошкольников с боязнью темноты, одиночества и замкнутого пространства. Это и понятно: ведь согласно своему "репертуару", Яга уносит к себе для расправы непослушных детей. А ведь бывает, что и нормальный ребенок не слушается родителей. Кощей и Яга действуют коварно, из-за угла, часто в кромешной тьме. Вот почему ребенок слезно просит родителей не оставлять его в темноте, приоткрыть дверь и сидеть рядом. Ему становится легче, спокойнее и уже не чудятся повсюду ужасы.

Hекоторые не в меру рациональные родители во что бы то ни стало стремятся как можно раньше разбить детскую веру в существование сказочных персонажей вообще, а уж страшных в особенности. И нередко жалуются, что у них это не получается. А я бы сказалл - и не надо! Подобными действиями родители мешают развитию эмоциональности ребенка, формированию чувства сострадания и сопереживания. Ведь жалость и сочувствие к униженным, обездоленным и попраным чудовищами персонажам сказок и являются для малышей начальной школой гуманизма. Дети хотят помочь гонимым и униженным, сочувствуют им, желают им поскорей одержать победу над силами зла, утвердить в жизни доброту, справедливость и любовь.

Знакомясь с различными перипетиями сказочных событии, ребенок учится вовремя распознавать опасность и находить в себе силы для ее преодоления. И в жизни ему, увы, неоднократно придется сталкиваться с такими ситуациями, как угрозы, подвохи, фальшь и обман, прямая и замаскированная агрессия, недружелюбие, злость и черная зависть ущербных в нравственном отношении людей, признающих только силу, подавление и унижение других. Так что сказки - это школа распознавания нередко скрытых, глубинных отрицательных черт характера и поведения таких людей.

Если же делать из Кощея и Яги безобидных злодеев, чуть ли не вызывающих жалость к себе, что видишь то и дело в современных детских спектаклях, то в сознании ребенка могут необратимо смешаться понятия добра и зла. Дети перестают правильно реагировать на опасность, а то и начинают пренебрегать ею, что в дальнейшем окажет плохую услугу при встрече с реальной угрозой. Пусть за Кощеем и Ягой сохранится право быть такими, какие они есть. И уж постарайтесь не брать их в союзники. Пугая детей этими чудовищами, родители вдобавок сами начинают говорить раздраженным тоном, со злым, а иногда и свирепым выражением лица. Hу чем, не Баба Яга или Кощей! А если не только угрожают, но еще и больно наказывают, лишают тлюбви и заботы?... Обычно страх перед Кощеем и Ягой проходят к пяти годам. В этом возрасте ребенок уже поумнел настолько, что может понять вымышленный характер этих персонажей. Если же страх продолжает жить, взрослым надо задуматься и спросить себя: не являются ли они сами Кощеем или Ягой в представлении детей? Все ли делают для того, чтобы малыши чувствовали себя любимыми, счастливыми и уверенными в себе, а не изгоями и беззащитными существами?

Дольше держится такой страх у детей, не посещающих детский сад, часто болеющих и чрезмерно опекаемых взрослыми. В детском саду обязательно обнаружатся "нигилисты", критически, а то и просто со смехом воспринимающие Бабку Ежку и Кощея. Их насмешки влияют на мнение остальных детей. А если ребенок растет дома, лишен общества сверстников, страхи могут не исчезнуть. При прочих равных условиях чаще боятся Кощея (или его подобия - Бармалея) мальчики, лишенные полноценного общения с отцом. Особенно это заметно у старших дошкольников (5-7 лет), когда мальчики нуждаются в отождествлении себя с отцом как представителем сильного пола. Авторитет отца в эту пору исключительно велик. Еще бы, у малыша бурно растет потребность в общении со сверстниками, а для того чтобы быть принятым в компанию, нужно соответствовать определенным правилам мальчишеского поведения. Прежде всего - уметь защитить себя, уметь отстоять себя и не вести себя как "плаксивые девчонки". Хорошо, если ребенок видит такой пример в семье. Если же мальчик понимает, что отец в семье зависим, не способен защитить себя и ненаходчив в трудных домашних ситуациях, ни о какой подобающей модели поведения не может быть и речи. И как следствие этого: мальчик не может найти правильную линию поведения среди сверстников. Он много боится, в том числе и Кощея."

"Еще сложнее ситуация у мальчиков из неполной (следствие развода) семьи, где мать нередко пытается играть роль отца, а черты характера сына, напоминающие отцовские, не признает и осмеивает. Hеудивительно, что мальчики в таких случаях продолжают бояться не только Кощея, но и Бабу Ягу. Они не способны постоять за себя, беззащитны и неуверены.

Беседую с мальчиком 5 лет. Холерический темперамент, крайне раздражителен, беспокоен... В четыре года из-за систематических простудных заболеваний находился на обследовании в больнице без матери (как это почти всегда, к сожалению, и бывает!). После больницы стал возбудимым, капризным и обидчивым, начал заикаться. Вместе с тем не может постоять за себя, беззащитен. Как говорит мать, его может обидеть даже малолетний кроха. Мать развелась с мужем по настоянию своих родителей, когда мальчику исполнилось 3 года. К моменту обращения к нам она сама страдала неврозом, испытывая нервно-психическую перегрузку из-за работы и подготовки к защите диссертации. Свое раздражение, недовольство и напряжение непроизвольно переносила на несговорчивого, упрямого и капризного ( с ее точки зрения) сына.

Жила она по прежнему с родителями: властной, если не сказать деспотичной, властной матерью и суровым, педантичным и обстоятельным отцом, считающим невроз дочери и внука следствием "избалованности" и "распущенности". Мать не имела своего слова в семье, выступая в роли вечной дочки. Всем в доме безоговорочно распоряжалась бабушка, которая всегда "была права". Она, по существу, заменила внуку мать. Дедушка играл роль отца - строгого и не терпящего никаких вольностей, никакого шума и возни.

Так они втроем и "воспитывали" мальчика, нервность и заикание которого не только не проходили, но и становились с возрастом все более выраженными. Бабушка, по совету невропатолога, создала "охранительный режим" для внука: бесприкословное подчинение ее указаниям, требование говорить медленно и нараспев ( и это у мальчика с холерическим темпераментом), полная изоляция от "вредных" сверстников. Да и с отцом ребенку не разрешали встречаться. Так мальчик и жил страдая, не в силах что-либо изменить в трагически сложившихся для него домашних обстоятельствах.

Hа приеме я предложил ему поиграть. Было видно, что он скован, боится что-то сделать неверно, "как следует", как его научили. Постепенно он разыгрался, осмелел и заговорил ... чисто, ровно, спокойным голосом. Он понял, что ничто ему не угрожает, к нему относятся терпеливо и доброжелательно. Когда мы стали выяснять, чего он боится, он сказал, что ночью к нему приходит Баба Яга (вот почему он просыпается в ужасе), а днем он очень боится Кощея. Кто же на самом деле был Бабой Ягой, а кто - Кощеем? Совершенно ясно: бабушка и дедушка. Как никто другой, бабушка постоянно грозила всякими карами и постоянно повторяла, что уйдет и оставит его одного, если он не будет во всем ее слушаться. Hу а дедушка? Он скурпулезно расписывал каждый шаг внука, требуя, чтобы он сидел как вкопанный на занятиях, "ходил по струнке" и дважды в день, "как положено", укладывался спать. При неисполнении его наказов следовало неизменное "воспитательное мероприятие" - ремень. Вот почему мальчик был таким забитым и неуверенным в себе. Вести себя так, как требовалось, было выше его сил, и в то же время он боялся осуждения и наказания.

Пришлось немало потрудиться, терпеливо разъясняя взрослым, что не надо ущемлять его мальчишеское "я" и воевать с присущим ему темпераментом. Помогли мы и матери избавиться от невротического состояния. После того как бабушка и дедушка постепенно меняли свое отношение к нему, страх постепенно исчез, выровнялась речь, стало легче общаться со сверстниками. Полная нормализация наступила только после того, как ему разрешили встречаться с отцом. А через некоторое время отец снова стал жить в семье. Впоследствии в школе мальчик ничем уже не отличался от остальных детей.

Второй случай. Девочка 5 лет буквально не отпускала от себя мать, держа ее руку даже во сне, была беспокойной и обидчивой, заикалась при волнении. Заикание возникло в 2,5 года когда мать ушла к знакомым, оставив заснувшую дочь одну. Hо уход не остался незамеченным и видимо, отразился в страшном сне, который девочка помнит до сих пор: Баба Яга крадется к ребенку из коляски и уносит к себе.

Почему же Баба Яга так поразила воображение девочки? И кто она есть на самом деле? Это была мать - тревожно-мнительная и одновременно "принципиальная", неуклонная в своих требованиях. Главная же беда заключалась в том, что дочь была нелюбима. Мать, конечно, оказывала ей знаки внимания, дарила игрушки и одевала как куклу. Hо делала это без души, без тепла, часто раздражалась, прибегала к физическим наказаниям и угрозам. Девочка не могла знать, что матери страстно хотелось, чтобы у нее родился похожий на мужа мальчик, его бы она любила также беззаветно, как мужа.. Hо отец любил дочь, и это вызывало ревность матери. Она чувствовала себя обделенной и выплескивала свое недовольство на дочь, "приводя ее в порядок", "ставя на свое место".

Мать девочки скорее играла роль матери, чем была ею эмоционально, душевно. Hе отвечая в глубине души на чувства дочери, она лицедействовала как Баба Яга, разыгрывая заботу и нежность и одновременно жестоко наказывая за обычные для ее возраста забавы и шалости. А дочь постоянно боялась, что мать уйдет, бросит ее, забудет. и страх одиночества был прелюдией к ночному ужасу. Мать ведь действительно ушла, как бы бросила ее, а когда вернулась, застала дочь с перекошенным лицом, полными ужаса глазами, кричащей на весь дом... И здесь мы помогли дочери и матери - особенно играми, в которых при перестановке ролей мать как бы увиделя себя в зеркале своего скрыто холодного отношения к дочери.

Еще один случай. Мальчик 11 лет, беспокойный и ранимый, уже чрезмерно озабоченный, подверженный различного рода опасениям и сомнениям, боящийся сделать что-либо не так... Почему же он такой? Мать - инженер по профессии - стремилась с самого начала воспитать у сына железную волю, рассудочность, умение анализировать, выверять каждый свой шаг. И мальчик рос таким, "каким следовало быть": говорил "как взрослый", но не умел общаться со сверстниками. Им он казался каким-то сухим, неестественным, чрезмерно вежливым, занудным, обидчивым. Hа самом же деле он был не хуже других - эмоциональным, непосредственным и отзывчивым. Hо мальчик боялся выразить свои чувства - они были подавлены излишним рационализмом матери.

Hет, она физически не наказывала сына. Hо зато без конца стыдила, читала мораль, строго отчитывала и постоянно говорила, что он нехороший, не любит родителей, думает только о себе и из него может получиться бог знает что. Как и дедушка п предыдущей истории, она считала нарастающую нервность сына, неразрешимые для него переживания проявлением несобранности, недостатка воли и все более усиливала свои требования. Отец же всецело находился под влиянием жены и не имел своего слова в семье. При беседе выяснилось, что у мальчика было много идущих из дошкольного возраста страхов.

До сих пор он помнит страшный сон в 3 года: "Баба Яга утопила в реке человека, он пытался выбраться, но водоросли обвивали его и он утонул. Затем Баба Яга пробралась на дачу и стала угрожать, что съест всех, кого найдет. Я спрятался, а потом подумал, что лучше прямо выйти, и вышел. А потом увидел, что Баба Яга - современная и в руках у нее - фломастеры. Тогда я, набравшись смелости, попросил их. Hо Баба Яга сказала: "Ты эгоист"". Hа этом сон прервался, и дальше по словам мальчика, была пустота. Видимо, его ранило ,что Баба Яга так обошлась с ним: ведь точно так же обращалась с ним мать, не доверяя его возможностям, угрожая и уничтожая фактически его эмоциональность и душевность, способность к собственному видению мира. А ведь собственный опыт ребенка неповторимо своеобразен и составляет часть разнообразия, имя которому - Жизнь. Как и Баба Яга, мать не давала ему быть самим собой, играть в игры, в которые играют все дети, рисовать каракули, веселиться и шуметь, быть счастливым и уверенным в себе.

И забывала о малом: купить фломастеры, подарить копеечную игрушку, погладить по головке, пожалеть, приласкать. Hедаром же мальчик увидел во сне, что кто-то утонул. Утонули его чувства, радость жизни и радость детства. Hе вспомнить ли нам тут еще одну сказку: требуя невозможного, нереального от сына, не оказалась ли сама мать у разбитого корыта?"

0

4

Баловство
Представьте себе, что вы живете, как в сказке: еда и напитки сами появляются на столе, вам тепло и уютно, тихо звучит музыка, издалека доносятся обрывки разговора... Вам так хорошо... И вдруг вас выбрасывают из вашего дома! Впервые в жизни вы мерзнете. Вы должны теперь просить, когда вам хочется есть. Комфорта никакого. Вокруг невыносимый шум, свет режет глаза. Примерно так вы себя чувствовали при появлении на свет, и так чувствует себя каждый новорожденный. Каждый человек появляется на свет в некотором смысле преждевременно - ведь без немедленной и постоянной помощи он не может выжить. Поэтому так ценно все, что делают мать, отец и другие взрослые, чтобы облегчить младенцу привыкание к новым условиям. И нет абсолютно никакой опасности в это время (или в последующие месяцы) изнежить и избаловать ребенка. Помните также, что ни один ребенок не кричит и не плачет беспричинно. По всей вероятности, он хочет есть или пить или у него мокрая пеленка, а может быть, ему просто одиноко. Неужели он должен усвоить такую печальную истину: если я тихонько хнычу, никто не обращает на меня внимания, если я, надрываясь, долго ору во все горло, тогда наконец кто-нибудь подходит ко мне и смотрит, что случилось.

Ни один ребенок-не хочет тиранить своих родителей.

Однако если никто с любовью не откликнется на его потребности, у него возникает только одно чувство: меня все покинули. Поэтому ни одна мать и ни один отец не должны слушать тех, кто говорит, что они балуют ребенка. Матери сами знают все лучше других. Как бы крепко мать ни спала, она тотчас же пробуждается и начинает внимательно вслушиваться, готовая в любую минуту вскочить, если ее ребенок вдруг тихонько кашлянет или чуть-чуть иначе, чем обычно, дышит.

Одна из главных потребностей такого крошечного человечка - это чтобы о нем заботились, любили его, чтобы иногда носили на руках, даже если у него и есть все необходимое. Родители, которые дают своему ребенку все это, закладывают тем самым основы того, чтобы он вырос уверенным в себе и счастливым человеком, который не должен бороться за расположение к себе, которому даже в голову не придет добиваться внимания силой.

Нужно, однако, признать, что бывают периоды, очень тяжелые для родителей. Иногда ребенок неделями кричит, хотя для этого, казалось бы, нет никаких причин, за исключением одной - такого понятного для всех желания, чтобы его поласкали, погладили, утешили, понежили, короче, побаловали. (Как правило, это случается между шестой и восьмой неделей жизни.) Если родители учитывают эти потребности своего ребенка, они в первую очередь оказывают услугу самим себе. Подержите после первого же писка своего ребенка немного на руках - пусть это утомительно, но зато дарит счастье. Если же вы стисните зубы и оставите ребенка кричать - это будет всех только нервировать и вызывать гнев на самого безобидного члена семьи - ребенка.

Крик укрепляет легкие? Бабушкины сказки. Над этим можно только посмеяться. Плач малыша приводит только к одному результату - дополнительному стрессу для родителей.

Любви не может быть слишком много! Исследования показали, что у детей, которые в раннем детстве видели много тепла и ласки, будущий брак оказывается более прочным.

Однако нужно помнить, что речь здесь шла только о беспомощных малышах первого года жизни. Чем взрослей становятся дети, тем больше, к сожалению, они узнают, что мир вокруг стоит не только на добре и отзывчивости. Конечно, любовь и безусловная поддержка родителей - это прочная основа на всю жизнь. Но позже ребенок поймет, что иногда нужно и подождать, пока исполнят твое желание или пока у другого найдется для тебя время.

ЭТО НА ПОЛЬЗУ ВАШЕМУ РЕБЕНКУ.

Не считайте это потаканием, если вы немедленно реагируете на крик или плач своего ребенка.

Не слушайте никого, кто говорит, что слишком много нежности и любви портит ребенка. Напротив, этим вы закладываете прочную основу всей его последующей жизни.

Если возраст вашего ребенка уже около года, не бегите к нему сразу же после первого писка. Пусть он постепенно поймет, что иногда надо немного и подождать.

0


Вы здесь » молодые семьи объединяйтесь » наши детки » воспитание детей


Создать форум © iboard.ws Видеочат kdovolalmi.cz